Организационно-педагогические условия овладения психологическим аспектом педагогического дискурса
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются организационно-педагогические условия, необходимые для овладения психологическим аспектом педагогического дискурса (из опыта подготовки учителей европейских языков). Основное внимание уделяется специфике психологического аспекта профессиональной речи учителя и его влиянию на обучающихся. Авторы анализируют различные подходы к овладению речевой культурой и содержанию речи учителя, которые играют ключевую роль в организации эффективного взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Методология исследования основывается на анализе научных работ отечественных и зарубежных ученых, а также на изучении практического опыта подготовки учителей. Авторы приходят к выводу о том, что для успешного овладения психологическим аспектом педагогического дискурса будущим учителям необходимо развивать эмоциональную устойчивость и ассертивность, эмпатию и навыки активного слушания, адаптивность в коммуникации. В качестве организационно-педагогических условий овладения данными аспектами авторы предлагают работу с художественной и иноязычной литературой, использование театральных техник, игровых технологий и активных форм обучения, моделирование позитивной рефлексивной среды, в том числе в ходе мероприятий в рамках производственных практик, вовлечение студентов в научную и внеаудиторную деятельность. Это позволит обеспечить готовность будущих учителей к эффективному осуществлению педагогической коммуникации и успешному решению профессиональных задач.

Ключевые слова:
Организационно-педагогические условия овладения психологическим аспектом педагогического дискурса
Список литературы

1. Чернявская В.С., Екинцев В.И., Свириденко Е.И. Педагогическая интенциональность как компонент направленности современного учителя: теория и метод //Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 9. С. 147–162. DOI:https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11088. EDN LZHQOP

2. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Новые принципы современной дидактики: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2019. 228 с. EDN: https://elibrary.ru/JBSMYA

3. Тарева Е.Г., Дорохова А.М. Современный межкультурный дискурс: статус в лингводидактике // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. № 1 (53). С. 124–135. DOI:https://doi.org/10.25688/2076-913X.2024.53.1.09. EDN KQGBYP

4. Marion Tellier. Lucile Cadet. Le corps et la voix de l’enseignant: théorie et pratique // Éditions Maison des Langues. 2014. January. P. 57–65.

5. Delorme Vera. Jaskula Malgorzata Iscours d’enseignants sur la diversité linguistique et culturelle dans leurs classes: quels apports pour la formation? // Recherches en didactique des langues et des cultures. 2024. January. URL: http://journals.openedition.org/-rdlc/13900 (дата обращения: 11.06.2025).

6. Moustapha-Sabeur Malak. Evaluer par la voix et/ou le geste. Un style d’enseignement lié à l’expérience pratique? // Corps, voix et langues dans l’enseignement supérieur. 2018. № 2 . URL: https://journals.openedition.org/apliut/6019 (дата обращения: 11.06.2025). DOI: https://doi.org/10.4000/apliut.6019

7. Joséphine Rémon. Entrer dans le métier d’enseignante d’anglais // Etudes en didactique des langues. 2021. № 37. P. 69–80.

8. Иванова С.В., Бокова Т.Н. Видение «школы будущего» в постмодернистском ракурсе (на основе компаративистских исследований) // Педагогика. 2020. № 6. С. 35–47. EDN DZXCLS

9. Десяева Н.Д. Содержание и структура обучающей речи учителя в современных цифровых реалиях // Начальная школа. 2022. № 8. С. 12–14. DOI:https://doi.org/10.51906/0027-7371_2022_8_12. EDN NYYTNS

10. Сороковых Г.В. Культура речи учителя иностранного языка как лингводидактический феномен // Актуальные проблемы педагогики и психологии: вызовы ХХI века. Вып. 3. Москва: ООО «Издательско-торговый дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2019. С. 158–162. EDN JBVLAY

11. Зиновьева Т.И. Стратегии овладения будущими педагогами интонационной культурой с позиций аксиологии // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: матер. междунар. науч.-практ. конф. к юбилею профессора А.Д. Дейкиной и ее научной школы: в 2 ч. Ч. 1 (Москва, 22–23 марта 2019 г.). Москва: Московский пед. гос. ун-т, 2019. С. 233–238. EDN YDCFRK

12. Головчанская И.И. Дисциплина «Фоностилистика» в системе подготовки учителя иностранного языка: проблемы и перспективы // Романские тетради. Москва: ООО «Языки Народов Мира», 2024. С. 57–68. EDN LABHXA13. Тарева Е.Г., Малых О.А. Подходы к изучению проблемы формирования фонологической компетенции в языковом вузе // Язык и социальная динамика. 2013. № 13-1. С. 310–312. EDN TAOPVF

13. Тарева Е.Г. Цифровая эпоха и педагогические профессии // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. 2018. № 3 (27). С. 85–90. EDN XZOADR

14. Практикум профессионального общения / Н.В. Языкова, В.А. Гончарова, О.О. Корзун [и др.]; отв. ред.: Н.В. Языкова, С.Н. Макеева. Москва: Московский гор. пед. ун-т, 2020. 163 с. ISBN 978-5-89191-090-4. EDN ENEEKL

15. Морозова В.И., Сергеев Н.К. Профессиональная компетентность будущего педагога во взаимодействии с семьей в инклюзивных образовательных учреждениях в условиях постиндустриального общества //Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2020. № 10 (153). С. 22–31. EDN NNUKIA

16. Tareva E.G., Malykh O.A. Approaches to the study of the problem of phonological competence formation in a language university. Language and social dynamics. 2013; (13-1): 310–312. EDN TAOPVF

Войти или Создать
* Забыли пароль?