аспирант
Представлены результаты исследования метакогнитивных способностей у студентов – будущих педагогов-психологов. Метакогниции как осознание и управление собственными когнитивными процессами играют ключевую роль в формировании профессиональной компетентности и эффективности педагогической деятельности. В связи с этим исследование психолого-педагогических условий, способствующих развитию метакогнитивных способностей у студентов – будущих педагогов-психологов, приобретает особую актуальность. Целью исследования является анализ и выявление оптимальных психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию метакогнитивных способностей у студентов. В ходе исследования рассматриваются теоретические основы метакогнитивной деятельности, ее роль и значение в профессиональной подготовке педагогов-психологов. Представлены результаты эмпирических исследований, направленных на оценку уровня развития метакогнитивных навыков у студентов до и после предложенных условий. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для совершенствования программ подготовки будущих педагогов-психологов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества образования и эффективности профессиональной деятельности выпускников.
метакогнитивные способности, психолого-педагогические условия, студенты – будущие педагоги-психологи, развитие метакогнитивных способностей, метакогниции, педагогическая деятельность, развитие
1. Литвинов А.В., Иволгина Т.В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными и когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) // Психология развития. URL: https://psyjournals.ru/files/63502/jmfp_2013_3_n4_Litvinov.pdf
2. Кибальченко И.А., Зурначян Г.М. Роль метакогниций в интеграции интеллектуального и творческого ресурса студентов. URL: https://goo.su/qjRFrsC
3. Кофейникова Ю.Л., Николаева Е.С., Хукуматшоева Ш. Диагностика метакогниций студентов психолого-педагогического профиля в процессе профессионального обучения. URL: https://goo.su/0yHoQmy
4. Николаева Е.И. Метакогнитивная компетенция – в чем проблема? // Вестник практической психологии образования. 2012. Т. 9, № 3. С. 34–38. URL: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n3/Nikolayeva.shtml
5. Карпов А.В. О понятии метакогнитивных способностей личности – Психология способностей и одаренности: матер. Всерос. науч.-практ. конф. [21–22 ноября 2019 г.] / под ред. проф. В.А. Мазилова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. 554 с. URL: https://clck.ru/gcpze
6. Сидорова Т.А., Чернявская В.С. Метакогнитивные способности в опосредовании трудностей переживания процесса учебной деятельности в области физики – Самораскрытие способностей как внутренний диалог: когнитивные, метакогнитивные и экзистенциальные ресурсы человека: монография / Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2021. 216 с. URL: https://clck.ru/gczL2
7. Чернявская В.С., Малахова В.Р. Метакомпетенции и рефлексивный анализ в профессиональном образовании. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23016583
8. Беленкова Ю.С. Методические аспекты развития метапознавательных навыков студентов. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38242232
9. Чернявская В.С. Программа развития метакогнитивных качеств пятиклассников для результативности изучения математики // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского гос. ун-та. 2025. Т. 17, № 1. С. 111–123. DOI:https://doi.org/10.29039/2949-1258/2025-1/111-123
10. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Москва: Юрайт, 2019. 334 с.
11. Кашапов М.М., Пошехонова Ю.В. Роль метапознания в профессиональном педагогическом мышлении. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29384285
12. Динамика метакогнитивных детерминант управленческой деятельности в процессе профессионализации / А.В. Карпов, А.А. Карпов, Н.Б. Карабущенко, А.В. Иващенко // Экспериментальная психология. 2018. № 11 (1). С. 49–60. URL: https://doi.org/10.17759/exppsy.2018110103
13. Егорова М.А., Лобанова А.В. Профессиональный экзамен как ресурс повышения готовности будущего педагога-психолога к сопровождению образовательного процесса в школе // Культурно-сторическая психология. 2025. № 21 (1). С. 77–87. URL: https://doi.org/10.17759/chp.2025210108
14. Ульянина О.А., Тукфеева Ю.В., Семенова К.Г. Актуализация профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: содержательный анализ // Вестник практической психологии образования. 2023. № 20 (3). С. 90–101. URL: https://doi.org/10.17759/bppe.2023200307
15. Дубровина И.В. Профессиональный конкурс педагогов-психологов как фактор развития психологической службы системы образования // Вестник практической психологии образования. 2021. № 18 (2). С. 15–20. URL: https://doi.org/10.17759/bppe.2021180201
16. Магомедова А.Х., Парсиева Л.К. Развитие метакогнитивных умений у обучающихся посредством создания метакогнитивной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2024. URL: https://clk.li/TUkZ
17. Методика: Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (Скворцова Ю.В., Кашапов М.М.). URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/mzma
18. Эверсон Д. Методика: Метакогнитивные свойства личности. URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/ode
19. Сидоренко С. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 350 с.



