аспирант
Россия
сотрудник
сотрудник
Рассматриваются вопросы развития экономик, которые находятся под санкционными ограничениями, создающими условия неравной конкуренции. Важным аспектом для таких экономик является выбор модели развития по характеру внешнеторговой политики; это может быть экспортоориентированность, импортозамещение либо их сочетание. Цель исследования – выявление особенностей применения экспортоориентированной и импортозамещающей моделей развития экономики в условиях неравной конкуренции на мировом рынке. Изучаются теоретические основы разработки и практические аспекты применения данных моделей. Приводимые примеры Ирана и России показывают специфику их развития, проявляющуюся в переориентации внешнеторговых потоков и активизации собственного производства в ключевых отраслях. И то и другое требует усилий и сопровождаются сильными краткосрочными шоками. Однако сочетание экспортоориентированности и импортозамещения является лучшим из возможных вариантов развития в условиях неравной конкуренции, способным в долгосрочной перспективе компенсировать потери от ограничений.
экономическое развитие, санкционные ограничения, модели развития, внешнеторговая политика, неравная конкуренция, мировой рынок, экспортоориентированность, импортозамещение
1. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024 г. № 4146-р // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_495567/
2. Оболенский В.П. Протекционизм и свобода торговли в современном мире // Мировая экономика и международные отношения. 2013. № 12. С. 14–23. DOI:https://doi.org/10.20542/0131-2227-2013-12-14-23
3. Титова О.В., Восканян Н.А. Импортозамещение: понятие, сущность, особенности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. № 7 (57). С. 105–110. DOI:https://doi.org/10.47581/2021/PS-3/IE.7.57.18
4. Максимцев И.А., Шимко П.Д., Шубаева В.Г. Мировая экономика и международные экономические отношения. Москва: Юрайт, 2023. 431 с.
5. Литвинов А.И. Современные тенденции протекционизма в международной торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 3. С. 117–125. DOI:https://doi.org/10.24412/2072-8042-2023-3-117-125
6. Миловидов В., Аскер-заде Н. Протекционизм 2.0: новая реальность эпохи глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64, № 8. С. 37
7. DOI:https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-8-37-45
8. Мальцев А.А., Чичилимов С.В. К вопросу об эволюции противостояния концепций фритредерства и протекционизма в XX–XXI вв. // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 1. С. 21–38.
9. Исламов Г.Д. Внешнеторговая политика государства: значение, цели и принципы // РППЭ. 2015. № 11 (61). С. 219–224.
10. Гулин К.А., Мазилов Е.А., Ермолов А.П. Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития территорий // Проблемы развития территории. 2015. № 3 (77). С. 7–25.
11. Силаева В.А. Эффективность санкций в международной политике // Вестник МГИМО Университета. 2021. № 14 (4). С. 136–153. DOI:https://doi.org/10.24833/2071–8160-20214-79-136-153
12. Переход С.А., Мхитарян А.В., Селифонкина Д.С. Международные санкции против России (2014–2024): оценка и последствия для финансового рынка // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 4. С. 116–138. DOI:https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_4_116_138
13. Тимофеев И.Н., Сокольщик Ю.С., Морозов В.А. Санкции против Ирана: уроки для России в новых международных условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. 2022. Т. 15, № 4. С. 405–420. DOI:https://doi.org/10.21638/spbu06.2022.404
14. Сафонов И.Н. Противодействие санкциям и адаптация к санкционному режиму. Опыт Ирана // НИУ ВШЭ. 2023. URL: https://stratpro.hse.ru/mirror/pubs/share/809754047.pdf (дата обращения: 24.05.2025).
15. Зернова Л.Е., Фарзаниан М. Анализ опыта импортозамещения в Иране // Инновационная наука. 2016. № 3-1 (15). С. 106–109.
16. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Утверждена Постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 г. № 328 (с изм. и доп.). Правительство России. URL: http://government.ru/docs/all/91634/ (дата обращения: 24.05.2025).
17. Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры РФ (с изм. и доп.). Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47688 (дата обращения: 24.05.2025).
18. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности // JER. 2017. № 3. С. 6–22. DOI:https://doi.org/10.17835/2078-5429.2017.8.3.006-022