сотрудник
Образовательный процесс является не только учебным, но и личностно-форми- рующим для студентов бакалавров. На наш взгляд, второму аспекту уделяется недостаточ- ное внимание. Психодиагностика является психологическим средством и условием для усиле- ния личностной составляющей в профессиональном обучении, особенно для педагогов- психологов. Цели исследования – изучить перспективы применения методик каузометрии в обогащении образовательного процесса по развитию психолого-педагогических компетенций; представить опыт применения инструментария индивидуальной и групповой каузометрии в учебном процессе будущих педагогов. При этом использовались следующие методы: определе- ние психологического возраста, оценка пятилетних интервалов, формирование и оценка со- бытий жизни, построение каузоматрицы и каузограммы, биографическое интервью. В иссле- довании мы делимся опытом получения данных посредством каузометрии. Наша выборка продемонстрировала средний уровень возрастной адекватности; в большинстве проявлены нормативно-возрастные особенности. Каждая методика по отдельности дала смысловые показатели и основу для рефлексии. Студенты получили возможность осознать перспективы по основным сферам жизни, сопоставить свое настоящее с возможностями в будущем и скорректировать свой образ жизни. Раскрыты сущность процесса и результаты биографической диагностики в контексте применения каузометрии в образовательном процессе, причем включение каузометрии в педагогический процесс ранее в публикациях не освещалось.
каузометрия, биографические методики, событие, каузоматрица, каузограмма.
1. Галой Н.Ю. Каузометрия как рефлексивная технология профессионализации студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» // Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательном и социальном контексте: матер. Междунар. конф. (Москва, 13–15 декабря 2019 г.) / Московский пед. гос. ун-т. Москва: Московский пед. гос. ун-т, 2020. С. 291–297. EDN ODPPSU
2. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. Москва: Смысл, 2022. 303 с.
3. Карпинский К.В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности. Гродно: Гродненский гос. ун-т им. Янки Купалы, 2021. 220 с. ISBN 978-985-582-416-0. EDN ZZLQQH
4. Карпинский К.В., Гижук Т.В. Методики диагностики субъективной картины карьеры: модификация и апробация // Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт: сб. науч. тр. Москва: Психологический ин-т Российской академии образования, 2022. С. 102–106. DOI:https://doi.org/10.24412/cl-36922-2022-1-102-105. EDN EQSKYC
5. Кирилов К.Н., Кроник А.А. Взаимосвязи показателей психологического возраста личности и гипотеза упорядоченности субъективной картины жизненного пути // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4, № 4 (10). С. 33–38. DOI:https://doi.org/10.34671/SCH.BSR.2020.0404.0016. EDN SAAIXV
6. Руднев Е.А. Человек как предмет биографического исследования: история и методология // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2018. № 32 (51). С. 127–137. EDN XUTMWT
7. Муханова И.Ф. Биографический метод как способ познания жизненного пути личности на примере студенческой молодежи Донбасса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 4 (91). С. 420–428. DOI:https://doi.org/10.24412/1999-6241-2022-491-420-428. EDN WLVAXA
8. Улитенко Т.В. Индивидуальные различия субъективной картины жизненного пути личности у современных студентов // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5 (42). С. 131–134. EDN RKNNJR
9. Лебедева Е.В. Профессиональная трансспектива студентов вуза в условиях цифровизации // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Первоуральск, 12 марта 2020 г.) / под науч. ред. Э.Ф. Зеера, В.С. Третьяковой. Первоуральск: Рос. гос. профессионально-пед. ун-т, 2020. С. 31–36. EDN YCRGAI
10. Осипова И.В., Шаров А.А. К вопросу о мониторинге soft-компетенций педагогов профессиональной школы // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: матер. 25-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатерин-бург, 07–08 апреля 2020 г.). Т. 1. Екатеринбург: Рос. гос. профессионально-пед. ун-т, 2020. С. 102–105.
11. Заводчиков Д.П. Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 18–26. DOI:https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10203. EDN HNUICQ
12. Галой Н.Ю. Событийность как психологический механизм формирования Self Skills // Дети. Общество. Будущее: сб. науч. ст. по матер. III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». Т. 1. Москва: КноРус, 2020. С. 35–37. DOI:https://doi.org/10.37752/9785406029381-9. EDN FRRUFM
13. Заводчиков Д.П., Лебедева Е.В., Шаров А.А. Исследование субъективной картины профессионального пути личности и временной перспективы студентов // Живая психология. 2023. Т. 10, № 7 (47). С. 80–87. DOIhttps://doi.org/10.58551/24136522_2023_10_7_80. EDN KNXYUO
14. Исследование социально-профессиональной успешности личности на основе персонификации субъекта деятельности / В.С. Третьякова, А.Е. Кайгородова, А.А. Шаров, Э.Ф. Зеер // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 3. С. 101–124.
15. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Лебедева Е.В. Транспрофессионализм как предиктор преадаптации субъекта деятельности к профессиональному будущему // Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 89–107. DOI:https://doi.org/10.17223/17267080/79/6. EDN GPKIQR
16. Зеер Э.Ф., Лебедева Е.В., Сыманюк Э.Э. Психолого-педагогические технологии преадаптации личности к цифровому профессиональному будущему // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2020. № 1 (57). С. 73–88. DOI:https://doi.org/10.51944/2072-2516_2020_1_73. EDN DRMJSP